Великолепные экзотические виды Марокко, на их фоне незабываемая история любви, а также клонирование человека, наркотики и мусульманская культура - вот составные части популярной бразильской теленовеллы.
История состоит из трех частей. Первая начинается в 1980-х годах, когда молодая 18-летняя мусульманка Жаде (Джованна Антонелли), живущая в Бразилии, теряет мать, и ей приходится переехать к своему дяде Али (Стенио Гарсия) в Марокко.
Глория Перез, автор теленовеллы, утверждает, что в своей истории она не подчеркивает ни политику, ни религию. «Мусульмане такие же обычные люди, как и мы, только у них другая религия», - говорит она. Но у автора были причины для беспокойства. Буквально за две недели до премьеры в США случилась трагедия: в Нью-Йорке были произведены террористические акты. И никто не знал, как воспримет публика новую теленовеллу. «Важно отметить, что теленовелла может служить неким разъяснением. Мусульмане не террористы», - объяснял зрителям Стенио Гарсия, исполнивший роль араба Али, главы мусульманской семьи.
Перед автором Глорией Перез и режиссером теленовеллы Жайме Монжардином стояла непростая задача. Им необходимо было поддержать интерес зрителя к 20-часовой теленовелле, так как у предыдущей теленовеллы «Порт чудес» (на российском телевидении – «Берег мечты» - прим.) был высокий рейтинг. На студии «Прожак» был построен сценографический город в 830 квадратных метров, который полностью воспроизводил улицы марокканского города Фез. Первые серии новеллы снимались в Марокко, каждая из которых стоила «Глобо» 100 тысяч реалов. Но компания не прогадала, так как каждые рекламные 30 секунд стоили 150 тысяч реалов.
Интересно отметить, что сначала руководители «Глобо» категорически отказывались запускать этот сериал в эфир. У генерального директора Марлусе Диас да Силвы были сомнения в успехе новеллы, в которой поднимались такие темы, как клонирование человека, мусульманство и наркотики. Противостояние автора и руководства длилось год, а в это время вместо «Клона» на экраны вышел «Порт чудес» Агиналдо Силвы. И вот после долгого ожидания Глория получила от начальства зеленый свет. Однако ее проблемы на этом не закончились. Автор стала жертвой бесконечных нападок на ее новеллу. «Клон выдержал срежиссированную компанию. Была попытка навредить проекту», - рассказывает она.
Кроме этого, Глория Перез столкнулась со сложностями подбора актеров. «В моей теленовелле никто не соглашался играть. Отказывались по совершенно нелепым причинам», - говорит она. Главной же сложностью было то, что Глория не хотела даже думать о том, что ей придется поменять актерский состав, о котором она мечтала. Для исполнения главной роли Глория хотела пригласить Фабио Ассунсона, но актер не поверил в ее сюжет и отказался. В роли Жади автор видела Летисию Спиллер, но актриса предпочла театр. «Я хочу сделать свою пьесу. Знаю, что необходимо мое участие, но в таком изобилии работы я выбираю театр», - оправдывалась Летисия. Даже Эдуарду Московиш, уже игравший в теленовелле Глории Перез «Шальные деньги», не дал согласия. Ссылаясь на усталость, он отказался от роли Саида. Сначала отказался от роли и Режиналдо Фария, и тоже отговоркой был театр. Роль Леонидаса, которая изначально предназначалась для него, была предложена Раулу Кортезу. Но за него разразилась битва между теленовеллами «Клон» и «Дочери Евы» Силвио ди Абреу, который тоже хотел видеть Раула Кортеза у себя. Однако, неожиданно Режиналдо Фария, несмотря на театр, согласился на уговоры. Также автор получила отказ от Жозе Майера, которому она предложила роль Али. У Мануэла Карлоса и его минисериала тоже были в то время проблемы с подбором актеров, и Майер в итоге принял решение сыграть главного героя в «Присутствии Аниты». На эту роль согласился Стенио Гарсия, персонажа которого пришлось в срочном порядке убивать в теленовелле «A Padroeira», где он в то время снимался. «Это был определенный вызов для меня. Совершенно неожиданно я получил кучу книг для изучения в двадцатидневный срок. Но так как я уже дважды участвовал в теленовеллах Глории, меня моя интуиция не подвела. Считаю Али одним из самых удачных моих персонажей», - делится Стенио.
Глория рассматривала возможность поработать с режиссером Денизе Сарасени, но той не понравилась история о мусульманах, и они с Глорией Перез не нашли общий язык. Тогда выбор пал на Жайме Монжардина, но он отложил ненадолго подготовку к съемкам, поскольку еще работал над минисериалом «Бразильская акварель». Жайме Монжардин и Марио Лусиу Ваз - главный режиссер отдела контроля и качества телекомпании «Глобо» - были единственными членами дирекции, кто поддержал идею автора с самого начала. «Я сразу влюбился в эту историю и верю, что сама судьба послала мне ее», - говорит Жайме.
Симфония цветов
«Режиссировать «Клон» - это для меня как руководить оркестром», - говорит Жайме Монжаржин. Только 5 месяцев - таково было время, чтобы перенести «Клон» с листа на экран. Как только Марокко была выбрана как идеальное место встречи главных героев Жаде и Лукаса, место жительства Али, Абдула и его племянников Мохамеда, Саида и Назиры, началось вселенское переселение техперсонала.
Первым испытанием для режиссера Жайме Монжардина стало нахождение правильного цветового решения для теленовеллы. «Марокко - это страна оранжево-красных оттенков. Этот цвет во всем - в коврах и тканях, в специях и даже в закате над пустыней. Это также цвет, который лучше всего передает марокканцев - веселых, открытых людей», - объясняет он. Все приготовления к съемкам «Клона» были сосредоточены на достижении нужного цветового ракурса: от гримерной до съемочной площадки, от репетиций до самих съемок, от диалогов до музыкального оформления. «Я и другие режиссеры, Маркус Шехтман, Тереза Лампрейа и Марио Бандера, работали вместе, чтобы найти этот баланс, настроить всё и всех, как один оркестр», - объясняет Монжаржин.
Для актеров, чтобы войти в роль, недостаточно было надеть мусульманскую одежду, знать свой текст и характеристику персонажа. «Чтобы сблизится с образом Жади, Джованне Антонелли необходимо было не только многое узнать о жизни мусульман, но и ощущать себя мусульманкой во время съемок. То же самое было и с другими актерами. Цвета, свет, обстановка, звук - все было предусмотрено, для того чтобы они сжились с персонажами», - рассказывает режиссер.
Уникальный опыт
Пока одна часть команды посещала клиники по искусственному оплодотворению и разговаривала с генетиками, актеры, режиссеры, гримеры, продюсеры и другой обслуживающий персонал отправились в Марокко, где провели 40 дней, привезя с собой более 4 тонн камер, видео- и аудио- оборудования. «Это был уникальный опыт для нас. Мы снимали в пустыне Сахара при жаре 50 градусов; мы заказали 25 верблюдов и 12 проводников; превратили магазины Феса в гримерные и монтажные комнаты; снимали по 10 сцен за день. И все это делали так, чтобы не помешать жизни марокканцев, мы же не могли остановить жизнь города», - поясняет Монжардин.
В домах марокканцев и на их улицах все для съемочной группы было необычным и удивительным: мусульманки в длинных одеяниях; великолепные мечети, куда могут входить только мусульмане; позывной для молящихся; фонтан с лепестками роз; ослиные головы, выставленные прямо в магазинах; верблюды в пустыне; танец живота и даже страсть женщин к футболу. В пустыне также было предостаточно неожиданностей - камеры прекращали работать из-за изнуряющей жары, подошвы ботинок просто плавились. Даже ядовитые змеи появлялись в палатке, где снимали любовные сцены Жаде и Лукаса.
По возвращении в Рио-де-Жанейро на студию телекомпании «Глобо» в Жакарепагуа съемки продолжились. Была построена копия города Фес, где постоянно в каждой сцене было задействовано до пятидесяти статистов, район Сан-Кристован, где должны были жить Латиффа и Мохамед, дом Лукаса и Маизы, а также клинику доктора Албьери, где был создан клон. Ну и конечно, «Клону» необходимы были спецэффекты, когда в одной сцене вместе появляются вместе Лукас, Диого и Лео (всех сыграл актер Мурило Бенисиу). Все это сделало «Клон» необычным. «Я сейчас очень счастлив. Эта теленовелла для меня и моей карьеры как родной ребенок», - говорит главный режиссер.
Споры о клонировании
С помощью достижений научно-технического прогресса можно вылечить различные заболевания, но, в тоже время, этот прогресс и, в частности, клонирование является угрозой дальнейшему развитию человечества. Леандро (Лео) - генетическая копия Лукаса в теленовелле «Клон». Он был создан в лаборатории ученого Албьери без оплодотворения яйцеклетки сперматозоидом. Это было сделано без перекрещивания генов отца и матери, а именно это гарантирует, что ребенок будет уникален, и у него будут свои собственные черты. Вот почему в теленовелле у Леандро те же глаза, рот, руки, пальцы, то же телосложение и тот же генетический код, как у Лукаса. Единственное, они разного возраста и с разным жизненным опытом, так как росли в разное время. Техника клонирования, используемая Албьери при создании Леандро (эмбрион был имплантирован в матку Деузы, которую сыграла Адриана Лесса), была идентичная той, которая использовалась при клонировании овечки Долли - первого клонированного взрослого живого существа.
Клонирование может вызывать физические проблемы. Долли, например, имеет некоторые «старые» клетки, такие же старые, как и у клонированной овцы. Это значит, что в случае клонирования человека, возможно появление на свет ребенка уже со старыми клетками. Что означает, что у этого ребенка может быть, например, ревматизм, рак, старение нервных клеток. Большинство клонированных животных родились слишком большими, с отсутствующими конечностями, проблемами с дыханием, почечной недостаточностью и другими проблемами. Увеличенные размеры клонов также рискованны для суррогатной матери. И не все клонированные эмбрионы выживают - например, чтобы создать Долли, было отложено 227 клеток, из них превратилось в эмбрион 27, а выжил только один.
Но в клонировании есть и позитивные стороны. Оно дает надежды тысячам неизлечимо больных людей. Технология клонирования - это не только воспроизводство живого существа, но и возможность выращивать клетки и органы. Ученые верят, что из клеток, извлеченных для клонирования эмбриона, в будущем можно будет создавать сердце, почки и другие органы для трансплантации. Также можно будет вырастить здоровые клетки, которые возьмут на себя функцию или заменят больные клетки, вылечив такие болезни, как паралич, диабет, цирроз печени, гепатит и болезнь Паркинсона. Клонирование - это ящик, полный сюрпризов и тем для дискуссий. С одной стороны, есть те, кто осуждает человеческое вмешательство в законы Божьи. С другой стороны, есть те, кто мечтает, что техника клонирования поможет их больным родственникам.
Споры продолжаются и наверняка усилятся, именно этого и хотели Глория Перез и Жайме Монжардин, когда задумывали эту спорную и актуальную теленовеллу.
*** Награды
• 2001 год - премия «Troféu Imprensa» - лучший телесериал • 2002 год - премия качества Бразилии - лучший телесериал • 2002 год - премия качества Бразилии - лучший сценарий (Глория Перез) • 2002 год - премия качества Бразилии - лучший актёр (Мурило Бенисиу) • 2002 год - премия качества Бразилии - лучшая актриса (Джованна Антонелли) • 2002 год - премия качества Бразилии - лучший актёр второго плана (Стенио Гарсия) • 2002 год - премия качества Бразилии - лучшая актриса второго плана (Жандира Мартини) • 2002 год - премия качества Бразилии - открытие года (Карла Диаз) • 2002 год - премия «Contigo» - лучший телесериал • 2002 год - премия «Contigo» - лучший дизайн костюмов • 2002 год - премия «Contigo» - лучшая романтическая пара (Мурило Бенисиу и Джованна Антонелли) • 2002 год - премия «Contigo» - лучшая актёр второго плана (Антонио Каллони) • 2002 год - премия «Contigo» - лучшая актриса второго плана (Летисия Сабателла) • 2002 год - премия «Contigo» - лучшая юная актриса (Карла Диаз) • 2003 год - награда «INTE Award» - лучшая мыльная опера • 2003 год - премия «APCA Trophy» - лучшая телевизионная актриса - Элиане Жардини • 2003 год - премия «APCA Trophy» - открытие года - Стефани де Брито Темы, поднимаемые в «Клоне», остаются актуальными и сейчас — взаимоотношения Востока и Запада, христианского мира и мира ислама, этическая сторона клонирования человека, вечный конфликт долга и чувства. В 2002-2003 гг. «Клон» стал номинантом и лауреатом премий INTE Award, APCA Trophy, Contigo в различных номинациях. В России сериал демонстрировался дважды: в 2004-2005 гг. на «Первом» и в 2007-2008 гг. — на телеканале «Домашний».